Одаренность, виды одаренности. Как выявить и
развивать одаренного ребенка
Одаренность: что это
за явление? Как часто нам встречаются действительно одаренные дети?
Одаренность – это совершенно особое явление. Вдумайтесь в само слово
«одаренность». Оно имеет корень «дар». Одаренность стоит в ряду
«способный – талантливый – одаренный – гениальный».
И
если способны в той или иной степени все или почти все, то гениев
рождается, по некоторым оценкам, один-два на миллион. Одаренный
ребенок совсем не обязательно сразу же обращает на себя внимание
своей осведомленностью, мышлением, творчеством. Это может быть
вполне рядовой ученик, даже в чем-то неуспевающий. А может быть
ученик, ярко проявляющий свой талант в учебной или социальной,
спортивной, научной деятельности, который рано обнаружил свою
неординарность. И в таком случае существует вероятность, что при
неправильных действиях со стороны родителей, школы, он может со
временем растерять свою одаренность, завязнуть в бытовых вопросах. И
к моменту окончания школы он рискует стать просто способным, таким,
как все. Как утверждает М.Е. Литвак, каждый человек рождается
одаренным. Но весь ход воспитания – в семье, в детском саду, в школе
– направлен на то, чтобы вытравить эту одаренность, сделать
одаренного таким как все. Потому что с таким, как все проще: он не
задает глупых вопросов, он не проверяет всем очевидные истины, он не
ставит под сомнение научные догматы.
В
нашей практике мы встречаем одаренных школьников достаточно часто. В
2007-2008 учебном году в Районной очно-заочной школе для одаренных и
талантливых обучающихся Красносулинского района «ЭРУДИТ» числится
128 человек. Но по-настоящему одаренных, гениальных обучающихся за
все время работы с 1994г. мы встречали не более 10 человек.
Зенкова Т.Г,
Махненко С.Г., Пономаренко Н.И., Стабровская Н.И. описывают
следующие виды одаренности:
1.
По критерию «вид деятельности» - познавательная одаренность,
практическая одаренность, художественно-эстетическая,
коммуникативная, духовно-ценностная.
2.
По критерию «степень сформированности» - актуальная одаренность и
потенциальная.
3.
По критерию «форма проявления» - явная одаренность и скрытая
одаренность.
4.
По критерию «широта проявления» общая одаренность и специальная
одаренность.
5.
По критерию «особенности возрастного развития» - ранняя одаренность
и поздняя одаренность.
Мы ориентируемся на материалы исследователей интеллекта и творчества
отечественных (М. Холодная и др.) и зарубежных (Равен, Торранс, Боно,
и др.) исследователей.
В
практике работы ОЗШ «Эрудит» по критерию «вид деятельности» мы
использовали в период 1997 – 2003 г. нижеследующие виды одаренности.
1)
Интеллектуальная (логическая) одаренность. Используется
классическое понимание интеллектуальной одаренности и интеллекта как
способности решать (логические) задачи, устанавливать наличие
закономерностей и взаимозависимостей, способности к детальному и
общему анализу задачи и ее условий. Критерий отбора: яркое и видимое
проявление способностей, логичность и последовательность, высокие
результаты по классическим тестам интеллекта (Г. Айзенк и тесты на
его основе, Р. Амтхауэр, Равен).
2)
Творческая одаренность. Понимается как нестандартность
мышления, его самобытность, способности к синтезу, изобретению
нового и необычного на основе уже имеющейся информации. Обучающийся
проявляет способности к созданию действительно новых продуктов,
поиску оригинальных решений, мышлению в нелинейном ключе с
использованием «скачков» через разрывы информации. При этом он может
не успевать по математике, физике и др. предметам как
естественнонаучного, так и гуманитарного циклов. В соционической
модели творческая одаренность описывается функцией «интуиция
возможностей» и «интуиция времени». Для диагностики, помимо анализа
продуктов деятельности и наблюдения, мы используем тесты творческих
способностей: тест Торранса, проективные методики - «Рисунок
неизвестного животного» и др.
3)
Социальная (лидерская) одаренность. Проявляется, как
способность доминировать, оказывать влияние на окружающих, решать
задачи, связанные с мотивированием других, вопросами взаимодействия
в коллективе и данного коллектива с другими коллективами. Критерий
отбора – обучающийся проявляет организаторские способности, лидер в
различных группах, легко завязывает контакты, выступает в качестве
коммуникатора, хорошо урегулирует споры и внутренние конфликты. В
соционической модели это экстравертная этика (или логика, что мене
вероятно) на фоне выраженной волевой сенсорики. Лидерские ТИМы:
Наполеон, Жуков, Гюго, Гексли, возможно, Джек.
4)
Художественная одаренность. Проявляется как эстетический
вкус, художественное понимание, правополушарное мышление, успехи в
гуманитарных предметах и /или различных видах искусства (живопись,
музыка, хореография, поэзия и литературное творчество, и др.).
Критерий обора – наличие высоких результатов и достижений в данной
области. Под вывеской «художественная одаренность» обычно
сваливается в кучу несколько дифференциальных и самостоятельных
видов направленности способностей: интуиция времени в экстравертном
и интровертном вариантах, интровертная интуиция возможностей в
этическом варианте, а также все варианты интровертной этики.
5)
Психомоторная одаренность. Проявляется как способности к
выполнению точных и/или быстрых координированных движений и их
комбинаций, как успехи в хореографии, прикладных видах творчества,
спорте, исполнении музыкальных произведений индивидуально или в
составе ансамбля (оркестра, группы). В соционической модели сюда
могут быть отнесены в большей степени сенсорные компоненты (волевая
сенсорика, сенсорика ощущений). Критерий отбора – наличие видимых
достижений в данных видах деятельности.