Анализ работы
психолога-исследователя РОзш "эрудит" в 2007-2008 учебном году
В 2007-2008 учебном
году деятельность службы психологического сопровождения РОЗШ «ЭРУДИТ»
осуществлялась по следующим направлениям: Мониторинг, Профилактика
актуализации личностных проблем обучающихся, педагогов и родителей,
Реализация программы эксперимента, Психологическое просвещение.
А. Мониторинг
Цель деятельности –
осуществление психолого-педагогического мониторинга личностного
развития, самореализации воспитанников РОЗШ, изучение профиля
личности, личностных и психолого-педагических характеристик с целью
создания условий для личностной, профильной и деятельностной
самореализации воспитанников в ходе занятий в творческих мастерских
РОЗШ.
В соответствии с
планом работы учебно-исследовательского отдела на 2007-2008 г. было
запланировано проведение следующих диагностических работ:
1)
Направленность способностей и информационная структура обучающихся,
педагогов и родителей;
2)
Уровень самооценки;
3)
Уровень толерантности;
4)
Уровень интеллектуально-творческих способностей;
5)
Готовность педагогов к работе с одаренными в условиях федерального
эксперимента;
6)
Динамика развития коммуникативного компонента социокультурных
компетенций;
7)
Динамика развития саморефлексии обучающихся;
8)
Изучение социального и родительского заказа в деятельности РОЗШ.
Мониторинг
направленности способностей и информационной структуры личности
обучающихся, педагогов включал в себя: а) продолжение изучения
личностных особенностей и информационной структуры личности
обучающихся РОЗШ и ГЦВР а также руководителей творческих мастерских
и педагогов ГЦВР и школ Красносулинского района, проводящих
системную работу в рамках программы «Одаренные и талантливые дети
Красносулинского района».
Для реализации
данного направления нами были проведены: изучение структуры личности
обучающихся методом 4-х шагового рисунка «Неизвестное животное», «Рисунок
семьи», тренинг саморефлексии и тренинг «Интеллект и его парадоксы».
Изучение
направленности личности и информационной структуры позволило в 35
случаях уточнить распределение соционических функций, в 71 случае
произвести предварительное определение направленности способности.
Всего обследовано 155 человек, что на 31 больше, чем в 2006-2007
учебном году. Распределение личностных характеристик примерно
соответствует картине прошлого года, что свидетельствует о
достаточной точности исследования. В отчетном году среди
воспитанников РОЗШ и ГЦВР по-прежнему преобладает высокая оценка
интеллекта и интеллектуальных способностей. Вместе с тем, 71%
обследованных учатся в РОЗШ в рамках профильной направленности,
которая соответствует распределению личностных функций.
Вместе с тем,
изучение внутрисемейных отношений показало, что в более чем половине
(60%) случаев в семье воспитанников РОЗШ и ГЦВР отсутствуют
оптимальные психологические дистанции между членами семьи. А значит,
присутствует определенный уровень непонимания вследствие неполного
дополнения информационных структур.
Изучение уровня
самооценки показало, что в 27% случаев она завышена, в 24% -
занижена, и в 49% - оптимальна.
Изучение уровня
толерантности обучающихся РОЗШ «ЭРУДИТ» показало, что по сравнению с
прошлым годом, уровень толерантности школьников не изменился и
составил 62% воспитанников, проявивших достаточный уровень
толерантности мышления и поведения.
Уровень
интеллектуально-творческих способностей обучающихся изучался с
помощью анализа продуктов деятельности, анализа результативности
участия обучающихся в исследовательских конференциях, олимпиадах,
анкетированием классов.
Мониторинг
интеллектуально-творческих способностей обучающихся за последние 3
года показал, что действительно высокий уровень интеллектуальных
способностей по тестам интеллекта и дополнительным признакам,
проявляют
Динамика развития
коммуникативного компонента социокультурных компетенций изучалась с
помощью комплекса методик: социометрический тест Я.Л. Морено, анкета
изучения уровня реализованности коммуникативного компонента. Всего
обследовано 77 человек в составе 4 контрольных групп. Как показали
результаты мониторинга, наиболее эффективно коммуникативный
компонент, как и следовало ожидать, развивался в творческих
мастерских социальной, гуманитарной направленности (Лидер,
литературоведение, словесность). По состоянию на 26.03.2008г. в этих
мастерских отмечен уровень в 92% от оптимального расчетного. В
группах творческих мастерских естественнонаучной направленности (математика,
физика, география) (также предсказуемо) динамика развития
коммуникативного компонента существенно ниже и составила в среднем
62%. Наиболее успешно этот компонент развивался в группах, где
руководитель творческой мастерской сам являлся этиком с развитым
коммуникативным компонентом. Это Грибанова Л.Д., Степанова Т.Н.,
Дмитриева Н.В. В еще большей степени на эффективность реализации
коммуникативных навыков влияет внутрисемейная обстановка. В случаях
благоприятных внутрисемейных отношений коммуникативный компонент
получает возможность мощного развития практически независимо от
направленности деятельности, от состава и профиля групп творческих
мастерских. В случае наличия неблагоприятной структуры
внутрисемейных отношений коммуникативные способности не развиваются
или развиваются недостаточно даже в случае исключительно
поддерживающей среды в учебной группе. В ходе изучения профиля
внутрисемейных отношений уточнены данные 2005-2007гг, которые
свидетельствуют о том, что различные признаки неблагоприятной
структуры внутрисемейных отношений проявляют 52-56% обучающихся РОЗШ
«ЭРУДИТ».
Мониторинг
саморефлексии обучающихся показал, что способность к отражению,
осознанию своих поведенческих и личностных свойств, качеств,
способность к осознанию окружающего мира во всей его широте и
глубине (рефлексия) развивается у школьников ступенчато. Можно
выделить определенные переходы и длительности, соответствующие
некоторым уровням состояний саморефлексии. В ходе годового
мониторинга саморефлексии обучающихся творческих мастерских в
составе контрольных групп было обследовано 57 человек из 8
творческих мастерских. Анализ показал, что для воспитанников РОЗШ
характерен высокий уровень саморефлексии. 87% обучающихся стремятся
целенаправленно познать себя, использовать по профилю свои
личностные особенности, имеют выраженную исследовательскую мотивацию,
разносторонние интересы, высокий уровень развития личностного
компонента социокультурных компетенций.
Большинство
воспитанников РОЗШ «ЭРУДИТ» (76%) осознают приоритет
интеллектуального и личностного развития, и, таким образом, посещают
занятия целенаправленно. Это также свидетельствует о валидности
выводов, сделанных по изучению профильной направленности личности
одаренных воспитанников РОЗШ на основании анкетирования.
Изучение
социального и родительского заказа на деятельность РОЗШ показало,
что престиж научной работы, интеллектуальных способностей,
исследовательской деятельности в Красносулинском районе по-прежнему
низок. Причем среди обучающихся РОЗШ он не намного выше, чем в
общешкольной массе. Менее 5% родителей хотели бы, чтобы их ребенок
реализовал себя в науке. Основной критерий родительского заказа на
деятельность РОЗШ «ЭРУДИТ» - создание и продвижение таких профилей,
которые:
1)
Имели
бы практическую направленность по отношению к среднему и высшему
образованию. 65% родителей видят РОЗШ как своего рода поставщика
услуг бесплатного репетиторства, оказывающего помощь в выборе
профиля деятельности ребенка, подготавливающего его к поступлению в
ВУЗ.
2)
Развивали некоторые практические навыки – умение общаться, умение
оказывать влияние на людей, добиваться своего. То есть, родители
имеют в виду, прежде всего продолжение и дополнение семейного
воспитания.
Наиболее часто
предпочитаемые профессии среди опрошенных школьников, которыми
собираются овладеть – юриспруденция,
IT,
экономика, менеджмент, инженерные специальности, педагогика. Как мы
видим, несмотря на динамичное обновление рынка труда и
квалифицированных специалистов в современной России, представление о
престижности и желательности выбора профиля образования среди
родителей и обучающихся РОЗШ практически мало изменилось на
протяжении всего периода наблюдения – с 1997г. Полученные данные
свидетельствуют о том, что в большинстве семей обучающихся РОЗШ
доминируют представление об образовании ради образования. Видимо,
большая часть родителей считают, что их дети не будут работать по
специальности.
На формирование
представлений о типе профессионально успешного, состоявшегося в
жизни человека одаренных школьников РОЗШ огромное влияние играет
транслируемые социокультурные установки-штампы, которые особенно
легко увидеть в современном Российском телевидении и Интернет-СМИ.
Б. Профилактика
актуализации личностных проблем
обучающихся,
педагогов и родителей
Цель
деятельности
– создание условий для профилактики актуализации личностной
проблематики всех категорий контингента работы путем проведения
развивающих, тренинговых и профилактических занятий на основании
показаний диагностической части.
Консультационно-развивающая и профилактическая работа с
воспитанниками ГОЗШ строится на основании:
-
Результатов
мониторинга способностей, актуализированных состояний и
личностных проблем;
-
Обращений
родителей и педагогов;
-
Обращений
обучающихся за консультацией и психологической помощью.
Основные проблемы
развития одаренных, талантливых, способных школьников мы выявили
ранее. Они неизменны. Это: неадекватная (завышенная или заниженная
самооценка), типологическое несоответствие, несоответствие высокой
мотивации и высокой (но недостаточной для этого уровня мотивации)
саморефлексии. По результатам исследований 2007-2008 учебного года
этот список пополняется неблагоприятными внутрисемейными отношениями,
которые наблюдаются в 52-56% случаев.
На основании
выявленных проблем строилась профилактическая и тренинговая
деятельность.
В течение учебного
года за консультацией по поводу проблем развития обратилось:
Ø
Родителей – 27 человек;
Ø
Обучающихся РОЗШ – 13 человек;
Ø
Педагогов школ, руководителей творческих мастерских, классных
руководителей – 31 человек.
В ОУ
Красносулинского района, участвующих в реализации мероприятий
комплексной целевой программы «Одаренные и талантливые дети
Красносулинского района 2007-2012гг» продолжена реализация обучающих
семинаров по проблемам:
1) применения
комплекса психодиагностических методик исследования направленности
способностей и личностных особенностей;
2) методики ведения
исследовательской работы (Коротоякская Г.С., Дьяконов Д.С.);
3) практики
оптимизации внутригрупповых отношений в учебных группах.
Реализованы
согласно плану семинары для руководителей творческих мастерских,
классных руководителей в МОУ СОШ Лицей
№7, МОУ
СОШ №
4, МОУ СОШ №2.
В ОУ
Красносулинского района, расположенные за пределами города был
направлены методические материалы, в которых даны необходимые
сведения, психодиагностические методики, инструкции по их применинию.
На базе ГЦВР «ДОСУГ»
в 2007-2008г. реализована программа тренинга вероятностного мышления
для воспитанников центра, воспитанников творческих мастерских РОЗШ в
составе 2 групп по 11 и 13 человек соответственно.
По результатам
изучения самооценки обучающихся, изучения направленности
способностей и информационная структура обучающихся, проведено 2
обучающих семинара, в которых участвовало 28 человек; 12 человек
задействованы в программе индивидуальной работы.
На заседании
лаборатории «Интеллект» 10 января 2008г рассмотрен отдельным пунктом
вопрос о внесении дополнительных мер о привлечении школьных
психологов к части коррекционной и профилактической работы в рамках
программы «Одаренные и талантливые дети Красносулинского района
2007-2012гг».
В. Реализация
программы эксперимента
Цель деятельности –
создание условий для реализации основных компонентов программы
федерального эксперимента по созданию единого Муниципального
пространства профильной подготовки школьников.
В рамках реализации
первого этапа эксперимента было запланировано:
1) Поиск и
апробация эффективных и экономичных методик диагностики профильной
направленности личности обучающихся;
2) Диагностика
профильной направленности личности обучающихся в контрольных группах.
В процессе
реализации первого этапа эксперимента нами осуществлялся поиск
эффективных и экономичных методик диагностики профильной
направленности и связи профильной направленности и личностной
самоактуализации обучающихся. Области поиска: методическая и
специальная литература, Интернет, ресурсы РоИПКиПРО. В результате
многоуровневого поиска мы составили список наиболее экономичных и
валидных методик, который представлен в отчете лаборатории
«Интеллект» за 2007-2008 учебный
год.
Г.
Психологическое просвещение
Психологическое
просвещение направлено на всех участников
образовательно-воспитательного процесса в ГОЗШ.
Цель деятельности –
создание условий для ознакомления всех участников педагогического
процесса с психологически грамотными и эффективными формами и
методами взаимодействия и эффективной деятельности.
Оно осуществляется
в форме семинаров, тренингов, консультационных и развивающих занятий
согласно планам соответствующих блоков.
В 2007-2008 учебном
году опубликованы материалы и разработки РОЗШ по комплексу методик
диагностики выбора профиля и его реализации:
1) «Создание
районного открытого образовательного опорного центра по профильной
подготовке старшеклассников». ЗАО «Сулинполиграфсервис», 2007;
2) «Практика
организации работы с одаренными и талантливыми детьми в Районной
Очно-Заочной Школе» ЗАО «Сулинполиграфсервис», 2007;
3) «Сборник
тренинговых методик, направленных на создание условий для
самоактуализации и осознания личностных качеств молодежи». ЗАО «Сулинполиграфсервис»,
2007;
4) «Сборник
тренинговых программ по профилактике негативных проявлений в
молодежной среде» ЗАО «Сулинполиграфсервис», 2007;
Перспективы
развития и задачи на 2008-2009 учебный год
1)
Интенсифицировать работу психолого-педагогического сопровождения с
семьей воспитанников РОЗШ, поскольку большинство проблем в
личностном развитии и обучении связаны с неблагоприятными
внутрисемейными отношениями;
2)
Необходимы меры по повышению рейтинга РОЗШ, и, в более широком
смысле, рейтинга профильного обучения, рейтинга исследовательской
деятельности в едином Муниципальном образовательном пространстве.
Задачи повышения рейтинга: реорганизация структуры, продуманная
PR
– кампания, финансирование и поддержка со стороны КУО, Администрации
города и района.
3)
Структура. Необходима глубокая реорганизация структуры школы. Как
показало анкетирование, 72% воспитанников РОЗШ считают, что для
повышения эффективности деятельности РОЗШ «ЭРУДИТ» нужна
интенсификация занятий. Для этого нужно проводить занятия минимум
один раз в неделю в течение учебного года или большее количество
учебных дней в период школьных каникул. Например, осеннюю сессию
2008-2009гг. можно провести в 72 часовом режиме на базе Лесной школы
или другого образовательного учреждения. В дальнейшем можно
организовать работу в РОЗШ в следующем режиме: еженедельные занятия
(например, в субботу – как УПК) на базе выбранного одного ОУ (учебный
план – предметы, экзамены), четыре сессии в год для сельских
школьников + индивидуальные адресные сетевые занятия для одаренных.
Для этого нужно внести соответствующее предложение специалистам
КУО с обоснованием такой формы организации занятий. Необходимо
развивать дистанционные формы обучения, для чего в план работы
Лаборатории «Интеллект» на 2008-2009 учебный год включить
дополнительное заседание, посвященное реализации дистанционных
образовательных программ творческих мастерских и провести его перед
началом учебного года в РОЗШ.
4)
Организовать работу в три независимых звена: младшие, средние и
старшие школьники. В данном случае будет осуществляться системность
и преемственность предпрофильного и профильного развития в ряду:
ДОУ-младшая школа – РОЗШ.
5)
Расширить контингент педагогов, участвующих в программах поиска и
отбора одаренных и способных обучающихся. Для этой цели рассмотреть
вопрос организации выездных семинаров-практикумов в сельских школах;