Анализ работы психолога-исследователя РОзш "эрудит" в 2007-2008 учебном году

В 2007-2008 учебном году деятельность службы психологического сопровождения РОЗШ «ЭРУДИТ» осуществлялась по следующим направлениям: Мониторинг, Профилактика актуализации личностных проблем обучающихся, педагогов и родителей, Реализация программы эксперимента, Психологическое просвещение.

А. Мониторинг

Цель деятельности – осуществление психолого-педагогического мониторинга личностного развития, самореализации воспитанников РОЗШ, изучение профиля личности, личностных и психолого-педагических характеристик с целью создания условий для личностной, профильной и  деятельностной самореализации воспитанников в ходе занятий в творческих мастерских РОЗШ.

В соответствии с планом работы учебно-исследовательского отдела на 2007-2008 г. было запланировано проведение следующих диагностических работ:

1)      Направленность способностей и информационная структура обучающихся, педагогов и родителей;

2)     Уровень самооценки;

3)     Уровень толерантности;

4)     Уровень интеллектуально-творческих способностей;

5)     Готовность педагогов к работе с одаренными в условиях федерального эксперимента;

6)     Динамика развития коммуникативного компонента социокультурных компетенций;

7)     Динамика развития саморефлексии обучающихся;

8)     Изучение социального и родительского заказа в деятельности РОЗШ.

Мониторинг направленности способностей и информационной структуры личности обучающихся, педагогов включал в себя: а) продолжение изучения личностных особенностей и информационной структуры личности обучающихся РОЗШ и ГЦВР а также руководителей творческих мастерских и педагогов ГЦВР и школ Красносулинского района, проводящих системную работу в рамках программы «Одаренные и талантливые дети Красносулинского района».

Для реализации данного направления нами были проведены: изучение структуры личности обучающихся методом 4-х шагового рисунка «Неизвестное животное», «Рисунок семьи», тренинг саморефлексии и тренинг «Интеллект и его парадоксы».

Изучение направленности личности и информационной структуры позволило в 35 случаях уточнить распределение соционических функций, в 71 случае произвести предварительное определение направленности способности. Всего обследовано 155 человек, что на 31 больше, чем в 2006-2007 учебном году. Распределение личностных характеристик примерно соответствует картине прошлого года, что свидетельствует о достаточной точности исследования. В отчетном году среди воспитанников РОЗШ и ГЦВР по-прежнему преобладает высокая оценка интеллекта и интеллектуальных способностей. Вместе с тем, 71% обследованных учатся в РОЗШ в рамках профильной направленности, которая соответствует распределению личностных функций.

Вместе с тем, изучение внутрисемейных отношений показало, что в более чем половине (60%) случаев в семье воспитанников РОЗШ и ГЦВР отсутствуют оптимальные психологические дистанции между членами семьи. А значит, присутствует определенный уровень непонимания вследствие неполного дополнения информационных структур.

Изучение уровня самооценки показало, что в 27% случаев она завышена, в 24% - занижена, и в 49% - оптимальна.

Изучение уровня толерантности обучающихся РОЗШ «ЭРУДИТ» показало, что по сравнению с прошлым годом, уровень толерантности школьников не изменился и составил 62% воспитанников, проявивших достаточный уровень толерантности мышления и поведения.

Уровень интеллектуально-творческих способностей обучающихся изучался с помощью анализа продуктов деятельности, анализа результативности участия обучающихся в исследовательских конференциях, олимпиадах, анкетированием классов.

Мониторинг интеллектуально-творческих способностей обучающихся за последние 3 года показал, что действительно высокий уровень интеллектуальных способностей по тестам интеллекта и дополнительным признакам, проявляют

Динамика развития коммуникативного компонента социокультурных компетенций изучалась с помощью комплекса методик: социометрический тест Я.Л. Морено, анкета изучения уровня реализованности коммуникативного компонента. Всего обследовано 77 человек в составе 4 контрольных групп. Как показали результаты мониторинга, наиболее эффективно коммуникативный компонент, как и следовало ожидать, развивался в творческих мастерских социальной, гуманитарной направленности (Лидер, литературоведение, словесность). По состоянию на 26.03.2008г. в этих мастерских отмечен уровень в  92% от оптимального расчетного. В группах творческих мастерских естественнонаучной направленности (математика, физика, география) (также предсказуемо) динамика развития коммуникативного компонента существенно ниже и составила в среднем 62%. Наиболее успешно этот компонент развивался в группах, где руководитель творческой мастерской сам являлся этиком с развитым коммуникативным компонентом. Это Грибанова Л.Д., Степанова Т.Н., Дмитриева Н.В. В еще большей степени на эффективность реализации коммуникативных навыков влияет внутрисемейная обстановка. В случаях благоприятных внутрисемейных отношений коммуникативный компонент получает возможность мощного развития практически независимо от направленности деятельности, от состава и профиля групп творческих мастерских. В случае наличия неблагоприятной структуры внутрисемейных отношений коммуникативные способности не развиваются или развиваются недостаточно даже в случае исключительно поддерживающей среды в учебной группе. В ходе изучения профиля внутрисемейных отношений уточнены данные 2005-2007гг, которые свидетельствуют о том, что различные признаки неблагоприятной структуры внутрисемейных отношений проявляют 52-56% обучающихся РОЗШ «ЭРУДИТ».

Мониторинг саморефлексии обучающихся показал, что способность к отражению, осознанию своих поведенческих и личностных свойств, качеств, способность к осознанию окружающего мира во всей его широте и глубине (рефлексия) развивается у школьников ступенчато. Можно выделить определенные переходы и длительности, соответствующие некоторым уровням состояний саморефлексии. В ходе годового мониторинга саморефлексии обучающихся творческих мастерских в составе контрольных групп было обследовано 57 человек из 8 творческих мастерских. Анализ показал, что для воспитанников РОЗШ характерен высокий уровень саморефлексии. 87% обучающихся стремятся целенаправленно познать себя, использовать по профилю свои личностные особенности, имеют выраженную исследовательскую мотивацию, разносторонние интересы, высокий уровень развития личностного компонента социокультурных компетенций.

Большинство воспитанников РОЗШ «ЭРУДИТ» (76%) осознают приоритет интеллектуального и личностного развития, и, таким образом, посещают занятия целенаправленно. Это также свидетельствует о валидности выводов, сделанных по изучению профильной направленности личности одаренных воспитанников РОЗШ на основании анкетирования.

Изучение социального и родительского заказа на деятельность РОЗШ показало, что престиж научной работы, интеллектуальных способностей, исследовательской деятельности в Красносулинском районе по-прежнему низок. Причем среди обучающихся РОЗШ он не намного выше, чем в общешкольной массе. Менее 5% родителей хотели бы, чтобы их ребенок реализовал себя в науке. Основной критерий родительского заказа на деятельность РОЗШ «ЭРУДИТ» - создание и продвижение таких профилей, которые:

1)                      Имели бы практическую направленность по отношению к среднему и высшему образованию. 65% родителей видят РОЗШ как своего рода поставщика услуг бесплатного репетиторства, оказывающего помощь в выборе профиля деятельности ребенка, подготавливающего его к поступлению в ВУЗ.

2)                     Развивали некоторые практические навыки – умение общаться, умение оказывать влияние на людей, добиваться своего. То есть, родители имеют в виду, прежде всего продолжение и дополнение семейного воспитания.

Наиболее часто предпочитаемые профессии среди опрошенных школьников, которыми собираются овладеть – юриспруденция, IT, экономика, менеджмент, инженерные специальности, педагогика. Как мы видим, несмотря на динамичное обновление рынка труда и квалифицированных специалистов в современной России, представление о престижности и желательности выбора профиля образования среди родителей и обучающихся РОЗШ практически мало изменилось на протяжении всего периода наблюдения – с 1997г. Полученные данные свидетельствуют о том, что в большинстве семей обучающихся РОЗШ доминируют представление об образовании ради образования. Видимо, большая часть родителей считают, что их дети не будут работать по специальности.

На формирование представлений о типе профессионально успешного, состоявшегося в жизни человека одаренных школьников РОЗШ огромное влияние играет транслируемые социокультурные установки-штампы, которые особенно легко увидеть в современном Российском телевидении и Интернет-СМИ.

 

 Б. Профилактика актуализации личностных проблем

 обучающихся, педагогов и родителей

Цель деятельности – создание условий для профилактики актуализации личностной проблематики всех категорий контингента работы путем проведения развивающих, тренинговых и профилактических занятий на основании показаний диагностической части.

Консультационно-развивающая и профилактическая работа с воспитанниками ГОЗШ строится на основании:

  1. Результатов мониторинга способностей, актуализированных состояний и личностных проблем;
  2. Обращений родителей и педагогов;
  3. Обращений обучающихся за консультацией и психологической помощью.

Основные проблемы развития одаренных, талантливых, способных школьников мы выявили ранее. Они неизменны. Это: неадекватная (завышенная или заниженная самооценка), типологическое несоответствие, несоответствие высокой мотивации и высокой (но недостаточной для этого уровня мотивации) саморефлексии. По результатам исследований 2007-2008 учебного года этот список пополняется неблагоприятными внутрисемейными отношениями, которые наблюдаются в 52-56% случаев.

На основании выявленных проблем строилась профилактическая и тренинговая деятельность.

В течение учебного года за консультацией по поводу проблем развития обратилось:

Ø      Родителей – 27 человек;

Ø      Обучающихся РОЗШ – 13 человек;

Ø      Педагогов школ, руководителей творческих мастерских, классных руководителей – 31 человек.

В ОУ Красносулинского района, участвующих в реализации мероприятий комплексной целевой программы «Одаренные и талантливые дети Красносулинского района 2007-2012гг» продолжена реализация обучающих семинаров по проблемам:

1) применения комплекса психодиагностических методик исследования направленности способностей и личностных особенностей;

2) методики ведения исследовательской работы (Коротоякская Г.С., Дьяконов Д.С.);

3) практики оптимизации внутригрупповых отношений в учебных группах.

Реализованы согласно плану семинары для руководителей творческих мастерских, классных руководителей в МОУ СОШ Лицей 7, МОУ СОШ 4, МОУ СОШ 2.

В ОУ Красносулинского района, расположенные за пределами города был направлены методические материалы, в которых даны необходимые сведения, психодиагностические методики, инструкции по их применинию.

На базе ГЦВР «ДОСУГ» в 2007-2008г. реализована программа тренинга вероятностного мышления для воспитанников центра, воспитанников творческих мастерских РОЗШ в составе 2 групп по 11 и 13 человек соответственно.

По результатам изучения самооценки обучающихся, изучения направленности способностей и информационная структура обучающихся, проведено 2 обучающих семинара, в которых участвовало 28 человек; 12 человек задействованы в программе индивидуальной работы.

На заседании лаборатории «Интеллект» 10 января 2008г рассмотрен отдельным пунктом вопрос о внесении дополнительных мер о привлечении школьных психологов к части коррекционной и профилактической работы в рамках программы «Одаренные и талантливые дети Красносулинского района 2007-2012гг».

В. Реализация программы эксперимента

Цель деятельности – создание условий для реализации основных компонентов программы федерального эксперимента по созданию единого Муниципального пространства профильной подготовки школьников.

В рамках реализации первого этапа эксперимента было запланировано:

1) Поиск и апробация эффективных и экономичных методик диагностики профильной направленности личности обучающихся;

2) Диагностика профильной направленности личности обучающихся в контрольных группах.

В процессе реализации первого этапа эксперимента нами осуществлялся поиск эффективных и экономичных методик диагностики профильной направленности и связи профильной направленности и личностной самоактуализации обучающихся. Области поиска: методическая и специальная литература, Интернет, ресурсы РоИПКиПРО. В результате многоуровневого поиска мы составили список наиболее экономичных и валидных методик, который представлен в отчете лаборатории «Интеллект» за 2007-2008 учебный год.

Г. Психологическое просвещение

Психологическое просвещение направлено на всех участников образовательно-воспитательного процесса в ГОЗШ.

Цель деятельности – создание условий для ознакомления всех участников педагогического процесса с психологически грамотными и эффективными формами и методами взаимодействия и эффективной деятельности.

Оно осуществляется в форме семинаров, тренингов, консультационных и развивающих занятий согласно планам соответствующих блоков.

В 2007-2008 учебном году опубликованы материалы и разработки РОЗШ по комплексу методик диагностики выбора профиля и его реализации:

1)  «Создание районного открытого образовательного опорного центра по профильной подготовке старшеклассников». ЗАО «Сулинполиграфсервис», 2007;

2) «Практика организации работы с одаренными и талантливыми детьми в Районной Очно-Заочной Школе»  ЗАО «Сулинполиграфсервис», 2007;

3) «Сборник тренинговых методик, направленных на создание условий для самоактуализации и осознания личностных качеств молодежи».  ЗАО «Сулинполиграфсервис», 2007;

4) «Сборник тренинговых программ по профилактике негативных проявлений в молодежной среде» ЗАО «Сулинполиграфсервис», 2007;

 

Перспективы развития и задачи на 2008-2009 учебный год

1)                      Интенсифицировать работу психолого-педагогического сопровождения с семьей воспитанников РОЗШ, поскольку большинство проблем в личностном развитии и обучении связаны с неблагоприятными внутрисемейными отношениями;

2)                     Необходимы меры по повышению рейтинга РОЗШ, и, в более широком смысле, рейтинга профильного обучения, рейтинга исследовательской деятельности в едином Муниципальном образовательном пространстве. Задачи повышения рейтинга: реорганизация структуры, продуманная PR – кампания, финансирование и поддержка со стороны КУО, Администрации города и района.

3)                     Структура. Необходима глубокая реорганизация структуры школы. Как показало анкетирование, 72% воспитанников РОЗШ считают, что для повышения эффективности деятельности РОЗШ «ЭРУДИТ» нужна интенсификация занятий. Для этого нужно проводить занятия минимум один раз в неделю в течение учебного года или большее количество учебных дней в период школьных каникул. Например, осеннюю сессию 2008-2009гг. можно провести в 72 часовом режиме на базе Лесной школы или другого образовательного учреждения. В дальнейшем можно организовать работу в РОЗШ в следующем режиме: еженедельные занятия (например, в субботу – как УПК) на базе выбранного одного ОУ (учебный план – предметы, экзамены), четыре сессии в год для сельских школьников + индивидуальные адресные сетевые занятия для одаренных.  Для этого нужно внести  соответствующее предложение специалистам КУО с обоснованием такой формы организации занятий.  Необходимо развивать дистанционные формы обучения, для чего в план работы Лаборатории «Интеллект» на 2008-2009 учебный год включить дополнительное заседание, посвященное реализации дистанционных образовательных программ творческих мастерских и провести его перед началом учебного года в РОЗШ.

4)                     Организовать работу в три независимых звена: младшие, средние и старшие школьники. В данном случае будет осуществляться системность и преемственность предпрофильного и профильного развития в ряду: ДОУ-младшая школа – РОЗШ.

5)                     Расширить контингент педагогов, участвующих в программах поиска и отбора одаренных и способных обучающихся. Для этой цели рассмотреть вопрос организации выездных семинаров-практикумов в сельских школах;

 

Направления работы

- мастер-классы

-результаты выполнения заданий

творческое досье выпускников

 

Выпускники филиала

ДАНЮИ 2008г.

Захаревич Юлия

Кирпичник Анна

Корсаков Николай

Прыщиков Дмитрий

Слукин Антон

Тисленко Денис

Папянян Нанэ

Ляшенко Иван

Коновалов Григорий

Кошлякова Виктория

Руденко Мария

Кротов Андрей

Иванова Алёна

Кафарена  Анна

Павлова Александра

Цыкалова Надежда

Табанькова Ирина

Жук Алексей

Дмитриенко Анастасия

Дворецкая Наталья

Сычева Кристина

Журавлева Юлия

Гарковенко Иван

Зеленская Ольга

Азимова Елена

Такий Алина

Голикова Анна

Фролова Александра

Полякова Алена

Белецкий Денис

Мельников Артем

Бабкина Анжела

Запорожцев Роман

Криницын Дмитрий

Велиджанян  Евгения

Степанова Татьяна

Кудрявцев Андрей

Самарская Дарья

Лысенко Сергей

Лысенко Евгений

Гордеев Александр

Басова Елена

 

II Районный конкурс развивающих методик по работе с одаренными

Каким образом можно способствовать тому, чтобы наши школьники максимально полно использовали свой личностный природный потенциал, реализовали себя в жизни, развили свои способности и не дали умереть одаренности?

Для этого нужны грамотно подобранные условия в семье и школе. Одаренные педагоги, увлеченные своим делом. Эффективные и современные методики по выявлению и психолого-педагогической поддержке детской одаренности.

 12 марта в ГЦВР «ДОСУГ» проведен II районный  конкурс развивающих программ и методик по работе с одаренными детьми. В конкурсе  приняло участие 8 педагогов   из трех образовательных учреждений: гимназии №1, МОУ СОШ №5, Киселевской СОШ Конкурсантами были представлены материалы различной направленности:

-          разработки профильных занятий  для одаренных детей – Чернышев Э.Н.- зам.директора по науке гимназии №1;

-         дидактические и развивающие материалы по педагогическому сопровождению детской одаренности – Грибанова Л.Д.- учитель русского языка  Киселевской СОШ ; 

-         авторская разработка сюжетно-ролевой игры «Татьянин День»  Степановой Е.Б. – учителем  литературы  Киселевской СОШ   и Степановой Татьяной ученицей 11класса  Киселевской СОШ;

-         модель по применению дидактических игр на уроках русского языка Романенко О.В.- учителем русского языка гимназии №1;

-         формы  организации и проведения диалектологических экспедиций  - Мущенко Л.Л. -учителем русского языка гимназии №1;

-         разработка серий занятий для младших школьников в школе юных исследователей Носенко Л.Д.- учитель начальных классов гимназии №1 , Столбенко Л.В.- психолог гимназии №1;

-          организация проектной  деятельности в курсе физика – Паю И.В.- учитель физики МОУ СОШ №5. 

Все  представленные работы соответствовали требованиям,  отраженным  в положении  о конкурсе и были высоко оценены экспертным жюри. Итогом участия  стало вручение конкурсантам дипломов лауреатов II районного конкурса развивающих программ и методик по работе с одаренными детьми.

 

Проявления творческого (Латерального) мышления

    Имеются конкретные свидетельства того, что наблюдаемый создал или произвел какие – либо продукты (изделия, проекты, идеи). Причем он сделал это, не скопировав образцы, а оригинально, по-своему, проявив мышление или смекалку.

   Он обладает выраженным чувством юмора, умеет смеяться над собой. Его юмор не вызывает обиды у других, они смеются вместе с ним.

   Он проявляет большую любознательность. Его интересует все новое, неопознанное. Он много читает и/или почти всегда осваивает что – то новое.

    Индивид умеет и любит сочетать, синтезировать различные подходы, точки зрения, части, детали и процессы, которые многим людям кажутся трудно соединимыми.

   Некоторые продукты этого человека встречали яростное осуждение общества. Ему запрещали заниматься чем – либо, хотя результаты его деятельности не принесли явного вреда или ущерба здоровью людей. Его самого пытались запугать, посадить в тюрьму, сжечь на костре, обвинить во всех грехах, а  продукты его деятельности – уничтожить. Это уже признак гениальности. Продукты гениев либо не замечаются современниками, либо категорически отвергаются ("этого не может быть в принципе!"), либо объявляются вредными и общественно-опасными. Гений всегда несвоевременен, понимание общества приходит, как правило, уже после смерти гения.

   Жизненный опыт и конкретные ситуации показывают, что наблюдаемый умеет удивлять окружающих своим поведением и словами. Его реакции трудно предсказать заранее.

   Его очень трудно или совсем невозможно отнести к какому – то типу, классифицировать и определить. Он всегда будет чем-то большим, чем просто рационалист, идеалист, механик, драматург и т. д. Это особенно характерно для иррационалов - их вообще часто сложно как то определить, настолько часто они мимикрируют, меняются.

   У испытуемого очень сильно развито стремление к совершенству, его часто не удовлетворяет то, что он делал вчера, на прошлой неделе, в прошлом году. Он испытывает потребность переделывать и усовершенствовать свою работу. Вообще-то перфекционизм плохо сочетается с высоким уровнем интеллекта. Но в данном случае речь идет об увлеченности задачей, мотивации. Как сказала Диана Борисовна Богоявленская на межрегиональной конференции по работе с одаренными в Ростове-на-Дону 17 апреля 2008г., "существует только один надежный способ определения одаренности - увлеченность своим делом, выход за рамки обычных задач. И если человек не останавливается на достигнутом, если он продолжает рассматривать задачу с разных сторон, даже после того, как она решена, то есть все основания полагать, что мы, возможно, имеем дело с одаренным человеком".

    Наблюдаемого отличает способность концентрироваться на проблеме, которая захватывает сознание этого человека. Его мысли направляются всецело на проблему. Результатом этого становится своеобразный транс. Испытуемый может быть рассеянным, плохо ориентироваться в окружающей действительности.

   Творческий человек в состоянии выйти за пределы личного «Эго» и рассматривать процессы, вещи или явления в широкой в неличностной перспективе. Иными словами, там, где другой увидит только собственный выигрыш или проигрыш, творческая личность в состоянии осознать и понять выгоду других существ.

 

 

 

© 2008 ДДС
Hosted by uCoz