мастер-классы
мастер-класс руководителя
творческой мастерской "Психология" Дьяконова Д.С.
«Использование принципов
вероятностного и творческого мышления
в практике организации занятий по оптимизации отношений
у старших школьников и взрослых»
Упражнение «Формула меня»
Вопреки нашему многовековому «здравому смыслу» человеческое
сознание не пассивно принимает впечатления из «внешнего мира».
Скорее, мы активно создаем наши впечатления: из огромного океана
всевозможных сигналов наш мозг замечает те сигналы, которые
соответствуют тому, что мы ожидаем увидеть. А уже потом мы
организуем эти сигналы в такую модель или туннель реальности,
которая наилучшим образом соответствует нашим представлениям о том,
что действительно имеется в мире.
Инструкция тренера: «Математики склонны все, что происходит в
мире, все явления и даже предметы, описывать с помощью формул. Я
предлагаю на время продолжения нашего знакомства перевоплотиться в
математиков, и, называя еще раз свое имя, сказать формулу, которая,
с Вашей точки зрения, достаточно точно описывает Вашу личность»
Это задание может вызвать значительные затруднения у некоторых
участников группы, могут возникнуть просьбы привести пример. Тренер
в этих случаях ведет себя так, чтобы сохранилась
неструктурированность, неопределенность ситуации. Не стоит приводить
примеры, можно лишь сказать, что язык математики достаточно богат,
кроме того, у каждого есть возможность создать собственный раздел
математики.
Упражнение «Числа»
Инструкция тренера: «Я буду называть числа. Сразу после того, как
число будет названо, должны встать именно столько человек, какое
число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре»,
должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того,
как я скажу «Спасибо». Выполнять задание нужно молча. Тактику
выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы,
ориентируясь на действия друг друга»
Тренер несколько раз называет группе разные числа. В начале лучше
назвать 5-7, в середине – 1-2. в ходе выполнения упражнения тренер
блокирует попытки участников обсудить и принять какую-либо форму
алгоритмизации работы.
При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что
помогло Вам справиться с заданием? На что именно Вы ориентировались,
когда принимали решение вставать? Какая была у Вас тактика?»
Упражнение «Куб»
У
тренера в руках лист с изображением куба.
Инструкция тренера: Посмотрите, пожалуйста, на этот лист и
скажите, что вы видите на нем»
Участники высказывают разные версии. Тренер подводит итог, повторяя
то, что было сказано. Обычные формулировки: Это куб, рисунок,
геометрическая фигура, несколько квадратов, коробка, комната и т. д.
После этого тренер продолжает инструкцию: «У вас возникли разные
мнения о том, что изображено на этом листе. В то же время очевидно,
что на нем нет ничего, кроме двенадцати отрезков прямых. Как это
объяснить?»
В
процессе обсуждения участники высказывают идеи относительно влияния
предыдущего ответа на восприятие, когда «узнается» ранее
выстроенная в сознании конструкция.
В
зависимости от уровня группы эта идея может принимать различные
формулировки.
Упражнение «Одна минута слуха»
Инструкция тренера: «Пожалуйста, закройте глаза. Сосредоточьтесь
на том, что вы сейчас слышите, «обратитесь в слух». Постарайтесь
услышать и запомнить как можно больше звуков»
Через одну минуту тренер просит всех открыть глаза и перечислить все,
что удалось услышать, указав, если это возможно, источник звука.
Организовать обсуждение можно так: каждый по очереди называет один
звук, который он слышал, не повторяя то, что было сказано до него.
При обсуждении обнаруживается, что некоторым участникам группы
удалось услышать звуки, которые не услышали, или, что гораздо
вероятнее, не зафиксировали остальные (например, дыхание соседа).
При этом можно продолжить дискуссию и выйти на индивидуальный
характер восприятия звука, цвета и т. д.
Упражнение «Реальность схемы или Схема реальности?»
Группа сидит по кругу. У каждого участника два чистых листа бумаги и
карандаши.
Инструкция тренера: «Сейчас мы немного порисуем. Это не
состязание художников и мы не собираемся оценивать ваши способности
к рисованию, к тому же вы не подписываете ваши рисунки, поэтому вы
можете расслабиться.
Сейчас изобразите, как можете, то, что вы видите со своего места»
После того, как все справятся с заданием, тренер собирает рисунки и
раскладывает их на полу комнаты.
«Хорошо.
Теперь давайте встанем и пройдемся по нашей импровизированной
галерее. Сравним рисунки не как произведения искусства, а как
туннели реальности.
Выглядит ли какой-либо рисунок более истинным, чем остальные?
Теперь я предлагаю вам взять свои рисунки, сесть в круг, и с
другой стороны листа изобразить план комнаты.
Тренер ждет, пока участники группы завершат работу над заданием, и
затем так же собирает рисунки и раскладывает их на полу.
«Посмотрите на изображения планов комнаты. Почему эти рисунки
выглядят более похожими друг на друга, чем рисунки, нарисованные из
различных перспектив?
Что бы вы сочли более реальным – абстрактный план комнаты (показывающий
нечто такое, чего на самом деле никто не видит, но, по всеобщему
признанию выполняющий полезную функцию) или различные рисунки,
нарисованные из различных перспектив (то есть показывающие
множественные реальности, которые люди действительно видят, но не
имеющие никакой практической пользы)?
В
ходе обсуждения этого упражнения достаточно сильная группа
высказывает большое количество интересных идей относительно
репрезентаций мира в сознании, практического применения научных
принципов в повседневной жизни, и т. д.
Упражнение «Аксиома»
Задание 1
«Я предлагаю вам поработать над тем, что мы считаем неизменным.
Каждому из вас потребуется лис бумаги и ручка. Составьте
список из десяти аксиом, которые, на Ваш взгляд, никогда не
изменятся, потому что они не могут измениться в принципе. На
выполнение этого задания дается 10 минут. Я буду следить за временем
и скажу вам, когда оно истечет»
Тренер ждет, когда все справятся, и затем продолжает инструкцию:
«А сейчас давайте представим, что через 100 лет 50% наших
сегодняшних знаний устареет настолько, что окажутся неприменимыми в
новых условиях.
Подумайте, и зачеркните те аксиомы, которые, на ваш взгляд, будут
вычеркнуты из совокупного знания.
Задание 2
«Напишите 10 аргументов в пользу курения, так, чтобы каждый
аргумент был: А) достоверным, Б) проверяемым, В) действенным»
Тренер ждет, пока
все завершат работу над заданием (время выполнения – 5 минут)
«Теперь ниже напишите 10 доводов против курения, так, чтобы
каждый довод был: А) достоверным, Б) проверяемым, В) действенным»
После того, как участники тренинга
справятся со вторым заданием, тренер продолжает инструкцию:
«Сейчас я предлагаю каждому по очереди зачитать свой первый
список, в котором перечислены доводы в пользу курения. Когда вы
будете слушать списки друг друга, пожалуйста, зачеркиваете в своих
списках те доводы, которые уже назвал предыдущий участник. Затем,
когда вы будете зачитывать свой список, вы опускаете те доводы,
которые вы зачеркнули, и называете только те, которые еще не
прозвучали. В процессе выполнения записывайте наиболее интересные и
неожиданные доводы.
После того, как списки зачитаны, проделаем то же и со вторыми
списками, в которых подобраны доводы против курения»
В процессе
обсуждения тренер может задать группе следующие вопросы:
ü
Какой список дался вам труднее – первый или второй?
ü
Какие доводы вам показались наиболее интересными и
заслуживающими внимания?
ü
Какие доводы показались вам наиболее неприемлемыми?
Упражнение «Неожиданный фрагмент»
«Сосредоточьтесь сейчас на своей личной истории. Постарайтесь «осмотреть»
внутренним взором весь свой опыт, все, что вы видели, слышали и
чувствовали в течение своей жизни. Найдите в вашем опыте фрагмент,
который, по вашему мнению, будет наиболее удивительным, новым,
неожиданным для вашего соседа слева. На подготовку у вас есть три
минуты»
Через три минуты тренер предлагает кому-нибудь начать работу и
рассказать своему соседу слева выбранный им фрагмент опыта. Сосед,
выслушав рассказ, сообщает рассказчику балл, который по 10-ти
балльной шкале показывает степень новизны и неожиданности для него
услышанной информации.
0
– известная, ожидавшаяся информация;
10 – неизвестная, неожиданная информация;
Работа продолжается до тех пор, пока все участники не расскажут свои
фрагменты и не получат ответную реакцию в баллах.
Упражнение направлено на расширение опыта участников группы,
развитие их прогностических способностей и умения находить
маловероятные варианты поведения. Дело в том, что творчество,
креативность в общении, как и вообще, не имеет отношения к
высоковероятным событиям, а связано с областью маловероятных событий.
Поэтому, чем менее вероятно решение, тем оно более креативное и
содержит больше информации (ведь одно из определений понятия «информации»
- степень новизны сообщения (К. Шаннон)).
Работа в рамках этого упражнения дает дополнительный материал для
осознания индивидуальных и социальных стереотипов, что ослабляет их
влияние на мышление и поведение участников группы.
Упражнение «Проблема добра и зла»
Инструкция тренера: «Одна из часто встречающихся проблем в нашей
жизни – преждевременная уверенность. Сюда можно отнести все те
ситуации, находясь в которых мы «точно знаем», что такое хорошо, а
что такое плохо. Конечно, уверенность в себе просто необходима нам,
однако мы можем адекватно описать только ту часть реальности,
которую непосредственно наблюдаем, да и то не всегда. Один из
ошибочных посылов – то, что мы «на самом деле знаем все» (или почти
все) о ком-либо или о чем-либо.
Сейчас я раздам вам карточки с описанием некоторых ситуаций. Это
будут простые на первый взгляд ситуации.
Перед тем, как вы получите карточки, я хочу, что вы разделились
на 4 подгруппы по 3-4 человека в каждой»
Далее ведущий раздает заранее заготовленные карточки с описанием
ситуаций:
Ситуация первая. Предположим, Вас поджидает на улице бездомный
кот. Он отощал и выглядит просто жалко. Он хочет есть. Он устал от
скитаний по подворотням. Он никогда не видел тепла хозяйской
квартиры. Вы понимаете, что у Вас есть возможность сделать доброе
дело. Вы сейчас можете помочь этому брату вашему меньшему. Будете ли
Вы кормить этого кота постоянно или только время от времени? И самый
важный вопрос: «Всегда ли будет добром, если Вы приютите этого кота?»
Ситуация вторая. Ваши поля хлопка изнывают от жары и задыхаются
от знойного дыхания пустыни. Но Вы знаете, что если перераспределить
сток протекающей поблизости реки и направить треть ее вод на
орошение полей, то можно повысить отдачу полей в два-три раза. Вы
будете еще богаче. Следовательно, Вы сможете оказать спонсорскую
помощь местному детскому дому. Вы уже несколько лет обещаете этим
детям организовать для них поездку в санаторий на берег Черного моря.
А для города можно будет проложить новое высококачественное шоссе,
соединяющее город и аэропорт. Республика получит, наконец, от Вас
налоги в полном объеме, и их можно будет направить на увеличение
пенсий, или же выплатить внешний долг.
Река несет воду с гор и впадает в соленое бессточное озеро, в
котором из-за высокого испарения (а озеро мелкое и уже в течение
нескольких десятилетий постоянно сокращает свою площадь) вода
представляет собой очень соленый рассол. Там нет рыбы, потому что
она не выживает в такой соленой воде. В общем, ели вы несколько
ускорите процесс умирания озера, никто от этого не пострадает.
Итак, Вы уверены, что дополнительное орошение полей в этих
условиях – это однозначное добро?
Ситуация третья. В вашем городе есть один поселок, назовем его
Хурхуяровка, через который проходит центральная трасса, соединяющая
город с областным центром. Состояние дороги на этом участке просто
ужасное. Из-за особенностей строения рельефа и поселковых
коммуникаций в дорожном покрытии каждый год образуются вымоины и
проседания грунта. Транспорт идет со скоростью пешехода. В
Администрацию города и области водители постоянно жалуются на
состояние дорожного покрытия. Один особенно ушлый и юридически
грамотный водитель подал в суд на Администрацию города из-за того,
что его автомобиль влетел ночью в яму и потерял колесо. Суд
постановил Администрации города возместить ему ущерб. Итак, Вы
можете одним росчерком пера исправить положение вещей и выделить
деньги на капитальную реконструкцию трассы. Вопрос вот в чем:
реконструкция дороги в этом месте – это добро?
Ситуация четвертая. Вы работаете бойцом ОМОНа. Перед вами
поставлена задача: задержать любой ценой преступников, пытающихся
вывезти национальное достояние – уникальный природный минерал,
обнаруженный в Восточной Сибири. Даны ориентировки на преступников (их
двое), расписаны роли и последовательность действий. Двое ушлых
Ростовчан похитили 250 гр. впервые обнаруженного в Сибири минерала с
удивительными свойствами. Рассказывали, что это единственная находка
в мире. И за этот камень некие представители штатов предлагали 100
миллионов долларов.
Вы выгружаетесь в отдаленном поселке и берете в кольцо
окраинный дом поселка. Почти сразу же вы обнаруживаете двоих бегущих
к лесу людей. Один из них на бегу что-то прячет в карман куртки. Все
совпадает – вот они, преступники, которые стремятся вывезти и
продать национальное достояние России. Эти двое продолжают бежать,
не реагируя на команды. До опушки леса остается 50 метров. От вашей
группы до беглецов – 300 метров. В это время Вы замечаете
снижающийся за полосой леса вертолет. Именно туда бегут похитители с
камнем. Вы вдруг понимаете, что еще пятьдесят метров – и они уйдут.
И все будет потеряно. Вы не получите премию, а получите взыскание.
Россия не получит камень, а какие-то хмыри получат баснословные
бабки и будут до конца дней своих рассказывать, как они провели всю
областную милицию и кинули целую страну.
Остается одно – шквальный огонь на поражение. Но вы еще хитрее.
Задержав дыхание, вы удачными выстрелами по ногам обездвиживаете
преступников. Все – Вы победитель. Похитители взяты живыми. Премия в
кармане, орден на груди, уважение и почет среди коллег.
Вопрос: как вы считаете, это добро? Это добрый поступок?
Упражнение «Пожелание»
«Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из нас по очереди будет
ставить перед собой этот стул (тренер ставит стул в центр круга).
Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно,
будут подходить к вам, садиться на стул и высказывать вам
индивидуальные пожелания на будущее. После того, как все выскажут
свои пожелания, следующий участник берет стул, ставит его напротив
себя и упражнение повторяется и т. д.
Упражнение завершает программу тренинга вероятностного мышления,
способствует заключительному этапу формирования обратной связи и
дает необходимую информацию для рефлексии каждому участнику группы.
Упражнение «Комплимент»
Все становятся в круг.
Инструкция тренера: «Сергей (тренер обращается к одному из
участников), выйди, пожалуйста, в центр круга, посмотри на нас, и
скажи одному из нас комплимент. Если человек, которому
предназначался комплимент, принимает его, то он сам выходит в круг,
а ты становишься на его место. Вышедший в центр, в свою очередь,
выбирает одного из нас и говорит ему комплимент, и т. д.»
Упражнение направлено на установление персонифицированной обратной
связи в конце третьего дня работы группы. Что особенно важно – то,
что обратная связь носит позитивный, поддерживающий характер.
Тренинг вероятностного мышления направлен на
оптимизацию средств общения и самооценки участников группы. В
процессе общения мы часто пользуемся неточными и искаженными данными
и интерпретациями, на которые оказывает сильное влияние весь наш
опыт, а также то, что обозначается как импринты. Как пишет Роберт
Антон Уилсон в работе «Квантовая психология», «Если мы начнем
постоянно напоминать себе, о том что мы видим не нашими глазами, но
нашей синергетической системой «глаз – мозг», работающей как одно
целое, то обязательно начнем все чаще и чаще замечать, сколь многое
в наших восприятиях происходит от наших предвзятых мнений».