Система психолого-педагогической
помощи и поддержки одаренных обучающихся в гцвр "досуг"
Цель деятельности:
создание комплекса условий для эффективной
диагностики одаренных и талантливых обучающихся школ города и района,
формирования системы психолого-педагогического сопровождения занятий
творческих мастерских Школы, а также проведения комплекса
мероприятий, направленных на самореализацию одаренных воспитанников,
профилактику внутриличностных и межличностных обучающихся.
Цель конкретизируется в задачах (функциях)
деятельности:
А) диагностическая функция, Б) развивающая; В)
консультационно-профилактическая;
Система психолого-педагогической поддержки одаренных
и талантливых обучающихся ГОЗШ «ЭРУДИТ» включает в себя следующие
разделы:
1)
Психолого-педагогическая диагностика и
отбор одаренных для последующей индивидуальной и групповой работы.
Включает в себя набор конкретных диагностических методик и систему
поэтапного тестирования и отбора воспитанников в школах города и
района и ГОЗШ. Для реализации этой цели нами применяются следующие
методы: наблюдение педагогическое и психологическое, тестирование,
анализ продуктов деятельности, анализ педагогических предметных
успехов и достижений.
2)
Профилактиктическая работа с целью
предупреждения негативных последствий процесса индивидуации и
самореализации. Профилактическая функция реализуется в групповых
массовых методах профилактики внутриличностных и межличностных
проблем, нездорового образа жизни, психических состояний.
3)
Развивающая, консультационная,
тренинговая и коррекционная работа с воспитанниками Школы.
Проводится по показаниям диагностических исследований
психолога-исследователя, педагогов, с учетом психологического заказа
родителей и детей (старший возраст).
4)
Психолого-педагогическое
консультирование родителей воспитанников, проявляющих признаки
высокого реального или потенциального развития способностей.
Заключается в выявлении актуальных вопросов воспитания и реализации
способностей одаренных воспитанников, внутрисемейных проблем и
проведении индивидуальных или групповых консультаций с элементами
тренинга.
5)
Работа с руководителями творческих
мастерских ГОЗШ, классными руководителями школ города и района с
целью создания условий для повышения эффективности работы по
выявлению скрытой и явной одаренности и построению системы
индивидуальной работы одаренными воспитанниками.
Система мониторинга и отбора
Ниже мы предлагаем вариант алгоритма диагностической
последовательности, реализуемой нами на базе среднего звена школ
города и района.
А) Первый этап состоит в определении и подготовке контингента к
диагностической работе. Для этого мы определяем контингент
обследования в школах города и района.
На этом этапе мы раздаем классным руководителям и ответственным по
работе с одаренными программу действий, куда включены: лист
рейтинговой оценки поведенческих признаков, анкета-опросник «Оценка
обучающегося его сверстниками» и критерии выделения одаренности.
Классные руководители и ответственные по работе с одаренными
проводят первичную диагностику и выделяют нам контингент для
дальнейшей работы. На данном этапе мы получаем два рейтинговых
списка.
Б) Второй этап состоит в анализе достижений кандидатов в одаренные.
Мы работаем со списками, составленными классными руководителями и
учителями-предметниками на первом этапе. Основной метод –
перекрестная экспертная оценка достижений кандидатов в одаренные
преподавателями-предметниками, педагогами дополнительного
образования и родителями. Итог – составление списка достижений и
академических и прикладных способностей кандидатов в одаренные.
Данный список сопоставляется со списками первого этапа.
В) Третий этап заключается в изучении базовых интеллектуальных
способностей кандидатов в одаренные. Под базовыми способностями мы
понимаем творческие способности, аналитические способности а также
направленность интеллекта согласно соционическому базису. Работа
проводится с контингентом, отобранным в результате предыдущих этапов.
На выходе мы получаем дифференциацию способностей и интеллекта
обучающихся и проводим зачисление в ГОЗШ.
Г) Четвертый этап состоит в исследовательской деятельности в рамках
ГОЗШ и психолого-педагогическом мониторинге успешности
самореализации личности ребенка в ГОЗШ. По итогам данного этапа мы
оцениваем необходимость проведения дополнительных развивающих
занятий, тренинговых, индивидуальных и групповых психокоррекционных
форм работы. В ходе проведения этих занятий мы проводим диагностику
и оценку изменений в поведении и мышлении воспитанников и таким
образом первый круг мониторинга завершается.
Рекомендации по отбору воспитанников, проявляющих признаки
одаренности.
-
Ряд способностей и,
соответственно, одаренность может проявляться только по
достижению ребенком определенного возраста. Ребенок может
проявлять яркие способности, например, к математике в дошкольном
и раннем школьном возрасте, а позднее – ничем себя не проявлять.
Также одаренность может «открыться» в старшем школьном возрасте,
или позднее.
-
Способности и одаренность –
это, прежде всего яркие, видимые невооруженным взглядом успехи
ребенка в каком-либо виде деятельности, его неординарная
компетентность, высший (для своего возраста) уровень развития
способностей и навыков.
-
Примерный перечень
выделяемых видов одаренности для «Досуга»:
-
Интеллектуальная (логическая)
одаренность. Используется классическое понимание
интеллектуальной одаренности и интеллекта как способности
решать (логические) задачи, устанавливать наличие
закономерностей и взаимозависимостей, способности к
детальному и общему анализу задачи и ее условий. Критерий
отбора: яркое и видимое проявление способностей, логичность
и последовательность, высокие результаты по математике и
точным наукам, любовь к логическим загадкам, умение отлично
в них ориентироваться.
-
Творческая одаренность.
Понимается как нестандартность мышления, его самобытность,
способности к синтезу, изобретению нового и необычного на
основе уже имеющейся информации. Обучающийся проявляет
способности к созданию действительно новых продуктов, поиску
оригинальных решений, мышлению в нелинейном ключе с
использованием «скачков» через разрывы информации. При этом
он может не успевать по математике, физике и др. предметам
как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов. Вы
видите, что он с успехом создает новые продукты (интеллектуальные
или физические), имеет нестандартное мышление.
-
Социальная (лидерская)
одаренность. Проявляется как способность доминировать,
оказывать влияние на окружающих, решать задачи, связанные с
мотивированием других, вопросами взаимодействия в коллективе
и данного коллектива с другими коллективами. Критерий отбора
– обучающийся проявляет организаторские способности, лидер в
различных группах, легко завязывает контакты, выступает в
качестве коммуникатора, хорошо урегулирует споры и
внутренние конфликты.
-
Художественная
одаренность. Проявляется как эстетический вкус,
художественное понимание, правополушарное мышление, успехи в
гуманитарных предметах и /или различных видах искусства (живопись,
музыка, хореография, поэзия и литературное творчество,
философия). Критерий обора – наличие высоких результатов и
достижений в данной области.
-
Психомоторная
одаренность. Проявляется как способности к выполнению точных
и/или быстрых координированных движений и их комбинаций, как
успехи в хореографии, прикладных видах творчества, спорте,
исполнении музыкальных произведений индивидуально или в
составе ансамбля (оркестра, группы). В соционической модели
сюда могут быть отнесены в большей степени сенсорные
компоненты (волевая сенсорика, сенсорика ощущений). Критерий
отбора – наличие видимых достижений в данных видах
деятельности.