Соционическая модель одаренности
Соционическая модель одаренности имеет дело с ТИМом
личности человека. Тип информационного метаболизма, или тип личности
человека устанавливается на основании генетических программ и
импринтов, складывающихся в первые 2-3 года жизни человека.
Соционическая модель базируется на определенных принципах,
являющихся следствием структуры 16 вариантов информационного потока:
Ø
Не существует людей, которые всю
информацию о мире воспринимают адекватно (т. е. талантливых во всем).
Обратная сторона таланта – наличие слабых мест. У каждого ТИМа из 16
– свои преимущества и свои недостатки.
Ø
То, что хорошо понятно нам, не
является абсолютно очевидным. Есть ТИМы, которым эта информация
дается с трудом. Они не хуже и не глупее нас – просто они другие.
Ø
То, что нам кажется неважным и
неинтересным, не является таковым для всех. Есть ТИМы, которые
способны извлекать информацию из того, что мы не в состоянии оценить.
Они не лучше и не умнее нас – просто они другие.
Ø
Мы обязаны «принимать человека
таким, какой он есть» только в рамках его ТИМа, но не в состоянии
полной распущенности и пренебрежения к окружающим.
Ø
Мы обязаны помнить, что нет
нейтральных сюжетов и тем для общения, и каждая тема может задеть
болевую точку кого-то из присутствующих
(цит. по Е. Удалова и Т. Прокофьева)
Четыре типа интеллекта.
Применение ТИМа в профессиональной сфере.
-
Сенсорно-этический интеллект. Признаки:
направленность на человека и его потребности, отношения между
людьми и создание благоприятного психологического климата в
коллективе и семье. Применение: гуманитарно-социальная сфера (досуг,
развлечения, сервис, здравоохранение). ТИМы: Гюго, Дюма,
Наполеон, Драйзер.
-
Сенсорно-логический интеллект. Признаки:
направленность на объективно-логические связи и зависимости и их
практическое непосредственное внедрение. Применение:
объективно-управленческая сфера деятельности (командно-производственная
система управления, промышленность). ТИМы: Жуков, Штирлиц, Габен,
Максим.
-
Логико-интуитивный интеллект. Признаки:
направленность на установление всеобщих закономерностей, видение
перспектив развития системы. Применение: научно-техническая
сфера деятельности (наука, философия). ТИМы: Дон Кихот,
Робеспьер, Джек, Бальзак.
-
Этико-интуитивный интеллект. Признаки:
направленность на внутренний мир человека, чувства и их
выражение в искусстве, видение прошлого и перспектив развития.
Применение: художественно-гуманитарная сфера деятельности (искусство,
литература). ТИМы: Гамлет, Есенин (Тутанхамон), Достоевский,
Гексли.
Объективно-управленческая сфера.
Штирлиц: управленцы,
работающие в стабильных и предсказуемых условиях,
конструкторы-технологи, мастера по ремонту и настройке оборудования,
кулинары, представители различных строительных специальностей.
Габен: дизайнеры,
преподаватели, менеджеры, модельеры, кулинары, косметологи,
спортсмены, строители, врачи, сельхозработники.
Жуков: руководители и
администраторы (особенно хороши в экстремальных или непредсказуемых
условиях), кадровые военные, спортсмены, специалисты по ремонту и
эксплуатации оборудования, водители транспорта, сотрудники
правоохранительных органов.
Максим: экономисты,
бухгалтеры, работники правоохранительных органов, военные,
контролеры и ревизоры, администраторы, оргметодработники, мастера по
ремонту и наладке оборудования, сельхозработники.
Научно-техническая сфера.
Дон Кихот: ученые (исследователи
и теоретики), преподаватели, руководители институтов и лабораторные
эксперты по различным областям знания, лекторы, программисты.
Бальзак:
научно-технические работники, психологи, журналисты, музейные и
архивные работники, экономисты, бухгалтеры, библиотекари, эксперты.
Джек: лекторы и
преподаватели, предприниматели и менеджеры, профсоюзные и
общественные работники, ученые, разработчики, первопроходцы и
путешественники, геологи, моряки, экологи.
Робеспьер: конструкторы
и разработчики различного оборудования, врачи (хирурги),
программисты, преподаватели (технические дисциплины),
изобретатели-рационализаторы.
Художественно-гуманитарная сфера.
Достоевский: педагоги,
медики, адвокаты, священнослужители, зоотехники, профсоюзные
работники, этнографы, работники культуры и искусства.
Гексли: руководители
творческих коллективов, журналисты, работники служб занятости,
библиотекари, педагоги, экскурсоводы, врачи, психологи,
ученые-экспериментаторы.
Гамлет: работники
искусства (кино, театр), археологи, реставраторы, юристы,
воспитатели, общественные работники, лингвисты, переводчики,
литераторы.
Тутанхамон (Есенин):
литературоведы, критики, работники музеев и архивов, актеры кино и
театра, модельеры, манекенщицы, журналисты, переводчики, работники
сферы культуры и сервиса.
Гуманитарно-социальная сфера.
Дюма: оформители,
дизайнеры, кулинары, культурно-массовые работники, модельеры,
каменщики, плотники, столяры, маляры, завхозы.
Гюго: профсоюзные и
общественные работники, представители служб информации, сферы досуга,
экскурсоводы и гиды, воспитатели, лекторы и пропагандисты,
преподаватели (в основном гуманитарных дисциплин).
Наполеон: организаторы
и менеджеры, работники торгово-посреднических предприятий, службы
сервиса, спортивные тренеры, снабженцы, коммерсанты.
Драйзер:
педагоги-воспитатели, врачи, работники торговли и служб сервиса,
юристы, кулинары, портные, модельеры.