Одаренность, виды одаренности. Как выявить и развивать одаренного ребенка

 

Одаренность: что это за явление? Как часто нам встречаются действительно одаренные дети?

Одаренность – это совершенно особое явление. Вдумайтесь в само слово «одаренность». Оно имеет корень «дар». Одаренность стоит в ряду «способный – талантливый – одаренный – гениальный».

И если способны в той или иной степени все или почти все, то гениев рождается, по некоторым оценкам, один-два на миллион. Одаренный ребенок совсем не обязательно сразу же обращает на себя внимание своей осведомленностью, мышлением, творчеством. Это может быть вполне рядовой ученик, даже в чем-то неуспевающий. А может быть ученик, ярко проявляющий свой талант в учебной или социальной, спортивной, научной деятельности, который рано обнаружил свою неординарность. И в таком случае существует вероятность, что при неправильных действиях со стороны родителей, школы, он может со временем растерять свою одаренность, завязнуть в бытовых вопросах. И к моменту окончания школы он рискует стать просто способным, таким, как все. Как утверждает М.Е. Литвак, каждый человек рождается одаренным. Но весь ход воспитания – в семье, в детском саду, в школе – направлен на то, чтобы вытравить эту одаренность, сделать одаренного таким как все. Потому что с таким, как все проще: он не задает глупых вопросов, он не проверяет всем очевидные истины, он не ставит под сомнение научные догматы.

В нашей практике мы встречаем одаренных школьников достаточно часто. В 2007-2008 учебном году в Районной очно-заочной школе для одаренных и талантливых обучающихся Красносулинского района «ЭРУДИТ» числится 128 человек. Но по-настоящему одаренных, гениальных обучающихся за все время работы с 1994г. мы встречали не более 10 человек.

Зенкова Т.Г, Махненко С.Г., Пономаренко Н.И., Стабровская Н.И. описывают следующие виды одаренности:

1.       По критерию «вид деятельности» - познавательная одаренность, практическая одаренность, художественно-эстетическая, коммуникативная, духовно-ценностная.

2.       По критерию «степень сформированности» - актуальная одаренность и потенциальная.

3.       По критерию «форма проявления» - явная одаренность и скрытая одаренность.

4.       По критерию «широта проявления»  общая одаренность и специальная одаренность.

5.       По критерию «особенности возрастного развития» - ранняя одаренность и поздняя одаренность.

Мы ориентируемся на материалы исследователей интеллекта и творчества отечественных (М. Холодная и др.) и зарубежных (Равен, Торранс, Боно, и др.)  исследователей.

В практике работы ОЗШ «Эрудит» по критерию «вид деятельности» мы использовали в период 1997 – 2003 г. нижеследующие виды одаренности.

1)      Интеллектуальная (логическая) одаренность. Используется классическое понимание интеллектуальной одаренности и интеллекта как способности решать (логические) задачи, устанавливать наличие закономерностей и взаимозависимостей, способности к детальному и общему анализу задачи и ее условий. Критерий отбора: яркое и видимое проявление способностей, логичность и последовательность, высокие результаты по классическим тестам интеллекта (Г. Айзенк и тесты на его основе, Р. Амтхауэр, Равен).

2)      Творческая одаренность. Понимается как нестандартность мышления, его самобытность, способности к синтезу, изобретению нового и необычного на основе уже имеющейся информации. Обучающийся проявляет способности к созданию действительно новых продуктов, поиску оригинальных решений, мышлению в нелинейном ключе с использованием «скачков» через разрывы информации. При этом он может не успевать по математике, физике и др. предметам как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов. В соционической модели творческая одаренность описывается функцией «интуиция возможностей» и «интуиция времени».  Для диагностики, помимо анализа продуктов деятельности и наблюдения, мы используем тесты творческих способностей: тест Торранса, проективные методики -  «Рисунок неизвестного животного» и др.

3)      Социальная (лидерская) одаренность. Проявляется, как способность доминировать, оказывать влияние на окружающих, решать задачи, связанные с мотивированием других, вопросами взаимодействия в коллективе и данного коллектива с другими коллективами. Критерий отбора – обучающийся проявляет организаторские способности, лидер в различных группах, легко завязывает контакты, выступает в качестве коммуникатора, хорошо урегулирует споры и внутренние конфликты. В соционической модели это экстравертная этика (или логика, что мене вероятно) на фоне выраженной волевой сенсорики. Лидерские ТИМы: Наполеон,  Жуков, Гюго, Гексли, возможно, Джек.

4)      Художественная одаренность. Проявляется как эстетический вкус, художественное понимание, правополушарное мышление, успехи в гуманитарных предметах и /или различных видах искусства (живопись, музыка, хореография, поэзия и литературное творчество, и др.). Критерий обора – наличие высоких результатов и достижений в данной области. Под вывеской «художественная одаренность» обычно сваливается в кучу несколько дифференциальных и самостоятельных видов направленности способностей:  интуиция времени в экстравертном и интровертном вариантах, интровертная интуиция возможностей в этическом варианте, а также все варианты интровертной этики.

5)      Психомоторная одаренность. Проявляется как способности к выполнению точных и/или быстрых координированных движений и их комбинаций, как успехи в хореографии, прикладных видах творчества, спорте, исполнении музыкальных произведений индивидуально или в составе ансамбля (оркестра, группы). В соционической модели сюда могут быть отнесены в большей степени сенсорные компоненты (волевая сенсорика, сенсорика ощущений). Критерий отбора – наличие видимых достижений в данных видах деятельности.

 

Направления работы

мастер-классы

творческое досье выпускников

аналитические материалы


 

Как НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком

·         Понять ребенка и осознать его неординарность.

·         Признать всю уникальность его данных.

·         Восторгаться им в меру.

·         Не использовать всю жизнь ребенка  для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.

·         Создать условия для «поощрения» таланта.

·         Не проецировать на одаренного ребенка собственные интересы и увлечения.

·         Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать Вам приятное, используя свою незаурядность.

·         Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перегружать его.

·         Создать ребенку атмосферу творчества, поддерживать возникший интерес.

·         Учить терпению и поощрять за все старания.

·         Тактично, деликатно помогать ему.

·         Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.

·         Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша.

·         Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым.

·         Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша.

·         Учить владеть эмоциями.

·         Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности собой, немного приземлив тот идеал, которому он подражает.

·         Все делать, что от Вас зависит, чтобы ребенок не занижал свою самооценку и в то же время чтобы он не выставлял сверходаренность напоказ.

·         Не возвышать его над остальными детьми в семье.

·         Помочь наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.

·         Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.

·         Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.

·         Рекомендации разработаны сотрудниками ЦВИРОД БИРО

 

© 2008 ДДС
Hosted by uCoz