Система психолого-педагогической помощи и поддержки одаренных обучающихся в гцвр "досуг"

 

Цель деятельности: создание комплекса условий для  эффективной диагностики одаренных и талантливых обучающихся школ города и района, формирования системы психолого-педагогического сопровождения занятий творческих мастерских Школы, а также проведения комплекса мероприятий, направленных на самореализацию одаренных воспитанников, профилактику внутриличностных и межличностных обучающихся.

Цель конкретизируется в задачах (функциях) деятельности: А) диагностическая функция, Б) развивающая; В) консультационно-профилактическая;

Система психолого-педагогической поддержки одаренных и талантливых обучающихся ГОЗШ «ЭРУДИТ»  включает в себя следующие разделы:

1)      Психолого-педагогическая диагностика и отбор одаренных для последующей индивидуальной и групповой работы. Включает в себя набор конкретных диагностических методик и систему поэтапного тестирования и отбора воспитанников в школах города и района и ГОЗШ. Для реализации этой цели нами применяются следующие методы: наблюдение педагогическое и психологическое, тестирование, анализ продуктов деятельности, анализ педагогических предметных успехов и достижений.

2)      Профилактиктическая работа с целью предупреждения негативных последствий процесса индивидуации и самореализации. Профилактическая функция реализуется в групповых массовых методах профилактики внутриличностных и межличностных проблем, нездорового образа жизни, психических состояний.

3)      Развивающая, консультационная, тренинговая и коррекционная работа с воспитанниками Школы. Проводится по показаниям диагностических исследований психолога-исследователя, педагогов, с учетом психологического заказа родителей и детей (старший возраст).

4)       Психолого-педагогическое консультирование родителей воспитанников, проявляющих признаки высокого реального или потенциального развития способностей. Заключается в выявлении актуальных вопросов воспитания и реализации способностей одаренных воспитанников, внутрисемейных проблем и проведении индивидуальных или групповых консультаций с элементами тренинга.

5)      Работа с руководителями творческих мастерских ГОЗШ, классными руководителями школ города и района с целью создания условий для повышения эффективности работы по выявлению скрытой и явной одаренности и построению системы индивидуальной работы одаренными воспитанниками.

Система мониторинга и отбора

Ниже мы предлагаем вариант алгоритма диагностической последовательности, реализуемой нами на базе среднего звена школ города и района.

А) Первый этап состоит в определении и подготовке контингента к диагностической работе. Для этого мы определяем контингент обследования в школах города и района.

На этом этапе мы раздаем классным руководителям и ответственным по работе с одаренными программу действий, куда включены: лист рейтинговой оценки поведенческих признаков, анкета-опросник  «Оценка обучающегося его сверстниками» и критерии выделения одаренности. Классные руководители и ответственные по работе с одаренными проводят первичную диагностику и выделяют нам контингент для дальнейшей работы. На данном этапе мы получаем два рейтинговых списка.

Б) Второй этап состоит в анализе достижений кандидатов в одаренные. Мы работаем со списками, составленными классными руководителями и учителями-предметниками на первом этапе. Основной метод – перекрестная экспертная оценка достижений кандидатов в одаренные преподавателями-предметниками, педагогами дополнительного образования и родителями. Итог – составление списка достижений и академических и прикладных способностей кандидатов в одаренные. Данный список сопоставляется со списками первого этапа.

В) Третий этап заключается в изучении базовых интеллектуальных способностей кандидатов в одаренные. Под базовыми способностями мы понимаем творческие способности, аналитические способности а также направленность интеллекта согласно соционическому базису. Работа проводится с контингентом, отобранным в результате предыдущих этапов. На выходе мы получаем дифференциацию способностей и интеллекта обучающихся и проводим зачисление в ГОЗШ.

Г) Четвертый этап состоит в исследовательской деятельности в рамках ГОЗШ и психолого-педагогическом мониторинге успешности самореализации личности ребенка в ГОЗШ. По итогам данного этапа мы оцениваем необходимость проведения дополнительных развивающих занятий, тренинговых, индивидуальных и групповых психокоррекционных форм работы. В ходе проведения этих занятий мы проводим диагностику и оценку изменений в поведении и мышлении воспитанников и таким образом первый круг мониторинга завершается.

 

Рекомендации по отбору воспитанников, проявляющих признаки одаренности.

  1. Ряд способностей и, соответственно, одаренность может проявляться только по достижению ребенком определенного возраста. Ребенок может проявлять яркие способности, например, к математике в дошкольном и раннем школьном возрасте, а позднее – ничем себя не проявлять. Также одаренность может «открыться» в старшем школьном возрасте, или позднее.
  2. Способности и одаренность – это, прежде всего яркие, видимые невооруженным взглядом успехи ребенка в каком-либо виде деятельности, его неординарная компетентность, высший (для своего возраста) уровень развития способностей и навыков.
  3. Примерный перечень выделяемых видов одаренности для «Досуга»:
    1. Интеллектуальная (логическая) одаренность. Используется классическое понимание интеллектуальной одаренности и интеллекта как способности решать (логические) задачи, устанавливать наличие закономерностей и взаимозависимостей, способности к детальному и общему анализу задачи и ее условий. Критерий отбора: яркое и видимое проявление способностей, логичность и последовательность, высокие результаты по математике и точным наукам, любовь к логическим загадкам, умение отлично в них ориентироваться.
    2. Творческая одаренность. Понимается как нестандартность мышления, его самобытность, способности к синтезу, изобретению нового и необычного на основе уже имеющейся информации. Обучающийся проявляет способности к созданию действительно новых продуктов, поиску оригинальных решений, мышлению в нелинейном ключе с использованием «скачков» через разрывы информации. При этом он может не успевать по математике, физике и др. предметам как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов. Вы видите, что он с успехом создает новые продукты (интеллектуальные или физические), имеет нестандартное мышление.
    3. Социальная (лидерская) одаренность. Проявляется как способность доминировать, оказывать влияние на окружающих, решать задачи, связанные с мотивированием других, вопросами взаимодействия в коллективе и данного коллектива с другими коллективами. Критерий отбора – обучающийся проявляет организаторские способности, лидер в различных группах, легко завязывает контакты, выступает в качестве коммуникатора, хорошо урегулирует споры и внутренние конфликты.
    4. Художественная одаренность. Проявляется как эстетический вкус, художественное понимание, правополушарное мышление, успехи в гуманитарных предметах и /или различных видах искусства (живопись, музыка, хореография, поэзия и литературное творчество, философия). Критерий обора – наличие высоких результатов и достижений в данной области.
    5. Психомоторная одаренность. Проявляется как способности к выполнению точных и/или быстрых координированных движений и их комбинаций, как успехи в хореографии, прикладных видах творчества, спорте, исполнении музыкальных произведений индивидуально или в составе ансамбля (оркестра, группы). В соционической модели сюда могут быть отнесены в большей степени сенсорные компоненты (волевая сенсорика, сенсорика ощущений). Критерий отбора – наличие видимых достижений в данных видах деятельности.

 

Направления работы

мастер-классы

творческое досье выпускников

аналитические материалы

 

Типичные проблемы личностного развития одаренных воспитанников РОЗШ

   Неадекватная, завышенная или заниженнная самооценка. Как следствие – страх перед действием, выбор минимальных усилий, боязнь самопрезентации, уход в сторону, неверие в свои возможности, что, в сою очередь, влечет за собой отказ от проявления способностей при тестировании, хронический стресс. Либо, наоборот, нежелание видеть свои слабости, чрезмераная и ни на чем не основанная вера в себя.

    Недостаток рефлексии. Проявляется в незнании себя, своих возможностей, недостатке контроля и осознании своих действий, в постоянном стрессе.

   Типологическое несоответствие детерминирует конфликты и непонимание между людьми. Особенно неблагоприятно сказывается ситуация семейного несоответствия, когда, например, родители-рационалы заставляют ребенка-иррационала действовать в системе, последовательно, что для него неестественно и неприемлемо. Результат: стресс и истощение.

  Далеко не идеальные отношения в семьях. Согласно данным, полученным в 2008г. методом проективного рисуночного теста "Рисунок семьи", в более чем половине (60%) случаев в семье воспитанников РОЗШ и ГЦВР отсутствуют оптимальные психологические дистанции между членами семьи. А значит, присутствует определенный уровень непонимания вследствие неполного дополнения информационных структур.

 

 

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© 2008 ДДС
Hosted by uCoz